|
Немного о развитии речи
К одному году ребёнок: - Продолжительно лепечет; произносит первые слова. - Вкладывает кубик в коробку по вашей просьбе. К двум годам ребёнок: - Составляет короткие предложения (из 2-3 слов). - Согласует предмет и действие ("машина едет", "я хочу"). - Рассказывает детские стишки. К трем годам ребёнок: - Пользуется фразой. К четырём годам ребёнок: К шести годам ребенок: - Обладает словарем около 4000 слов. По материалам А.Герасимовой В каком возрасте ваш малыш должен научиться произносить звуки (примерная периодизация): 1 – 1,5 года – [б], [т], [к] 1,5 – 2 года - [ф], [в], [т’], [д’], [н’], [х] 2 - 3,5 года- [с’], [з’], [б’], [м’], [д], [н] 3,5 – 3 года 8 мес. - [с], [з] 4 – 4,5 года - [ш], [ж], [ц], [ч], [щ] 5 - 6 лет - [л], [л’], [р], [р’] к 6 годам ребёнок должен правильно произносить все звуки родного языка Развитие устной речи ребенка 7 лет (при поступлении в школу) Фразовая речь Активная речь детей достаточно развита: высказывания точны, логически последовательны, завершенны; фразы развернуты; объем предложений произвольно варьируется от 10 и более слов. Дети пользуются всеми типами синтаксических конструкций для выражения причинно-следственных связей, временных отношений, сопоставлений, сравнений и т.д. В сложносочиненных предложениях используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда включают причастные и деепричастные обороты.
Понимание речи Дети различают изменения значений слов. Адекватно понимают многозначность слов, переносное значение метафор, образные фразеологические и сравнительные обороты, различные оттенки слов с суффиксами субъективной оценки: юмор, сочувствие, пренебрежение и т.д. Готовы действовать по словесной инструкции: правильно ее понимают, запоминают порядок действий и выполняют их. Последнее является важнейшим условием успешного школьного обучения. Умеют ориентироваться в речевой ситуации и выбирать соответствующий стиль коммуникации. Понимают и воспринимают учебную задачу, осознают цель, осмысливают условия и средства ее достижения. Более обостренно реагируют на эмоциональный тон речи и сопутствующую экспрессию, чем на смысловое содержание.
Словарный запас В количественном и качественном отношении словарь детей достигает такого уровня развития» что они свободно общаются со взрослыми и сверстниками, могут поддержать разговор на любую тему, доступную их возрасту. Многие слова из пассивного запаса переходят в активный, в связи с чем объем активного словаря достигает 4000-4200 слов. Он обогащается за счет названий качеств, свойств предметов и названий отдельных частей, деталей целого. Дети более тонко дифференцируют собирательные существительные, активно пользуются отвлеченными существительными и прилагательными, глаголами и деепричастиями. Показатели полноценного владения словарем: дети умеют подбирать антонимы, синонимы, прилагательные к существительным, наречия к глаголам; активно пытаются объяснять значения слов (детская этимология).
Грамматический строй речи К моменту поступления в школу у детей наблюдается в основном грамматически правильная речь: они правильно строят различные по конструкции предложения; согласовывают слова в роде, числе, падеже; точно спрягают глаголы, часто употребляемые в речи. Правильно пользуются различными грамматическими формами и категориями, редкими оборотами речи. Почти не испытывают трудностей в образовании форм родительного и творительного падежей в единственном и множественном числе, чередовании ударения, использовании числительных.
Звукопроизношение Звуковая сторона речи (верхняя граница нормы) усваивается детьми к четырем годам. Дети 7-го года жизни правильно произносят все звуки в любой позиции (в начале, середине и конце слова) и при различной структур е слова (в сочетании с любыми согласными и при любом количестве слогов в слове). В зависимости от ситуации могут говорить громко или тихо, понижать голос до шепота; умеют изменять темп речи с учетом содержания высказывания; пользуются интонационными средствами.
Слоговая структура слов Дети четко и ясно произносят слова с 1, 2, 3, 4, 5 слогами (открытыми и закрытыми), со стечением согласных в начале, середине и конце слова. Четко и внятно произносят фразы и предложения, соблюдая нормы литературного произношения.
Фонематическое восприятие Дети имеют достаточно развитое фонематическое восприятие, владеют навыками звукового анализа слов; умеют выделять звуки в словах, подбирать слова на звуки, требующие тонкой дифференциации (звонкие — глухие, твердые — мягкие пары звуков, свистящие — шипящие и т.д.), устанавливать последовательность звуков в словах, разделять слова на слоги, предложения на слова и т.д.
Связная речь На 7-м году жизни связная речь детей становится все более развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте дети способны самостоятельно давать описания игрушек, предметов; раскрывать содержание картинок; пересказывать содержание небольших художественных произведений, просмотренных фильмов. Они могут сами придумать сказку, рассказ о своих впечатлениях и чувствах. Дети способны передать содержание картинки по памяти; рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до и после увиденного. |
Елена Чумакова 2012 год |