5.
Елена Владимировна
(10.01.2013 16:02)
0
Очень рада, что материалы сайта оказались полезными.Насчет дифференциации звуков - система работы по развитию фонематического восприятия четко прописана у Р.И.Лалаевой (Книги "Логопедическая работа в коррекционных классах", "Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников"). Если кратко, то можно выделить такие этапы, как :
1) Дифференциация с опорой на произнесение, на зрительное воприятие артикуляции (перед зеркалом!), на кинестетические ощущения, тактильные ощущения. На примере звуков С-Ш : С - свист (картинка "леечка" - звук льющейся воды), Ш - шипение (картинка "змея"); С - губы в улыбке, Ш - губы округлены; С - язык упирается в нижние зубы, язык "горкой", Ш - язык наверху "чашечкой", С - холодная струя воздуха, Ш - теплая.
2)дифференциация в слогах. Повторение слогов СА - ША, СО - ШО и т.д. (с опорой на слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы)."СА" - обращаем внимание на положение губ, подкрепляем картинкой "леечка" и т.д.
3) Дифференциация в словах. Используются слова-квазиомонимы (СОК - ШОК: улыбка, показ картинки "леечка" - губы округлены, показ картинки "змея"). Затем усложняется речовой материал, берутся слова, в которых содержатся оба звука (СуШка, СтиШок и т.д.)
4) Дифференциация в предложениях (придумывание предложений по сюжетной картинке, дополнить предложение нужным словом (Например, У папы пушистые УСЫ/УШИ.) и др.
5)Дифференциация в связной речи
|