Немного о развитии речи

 

К одному году ребёнок:

- Знает, как его зовут.
- Понимает слово "нет".
- Показывает на предметы и просит, чтобы их дали.
- По вашей просьбе даёт игрушку.

- Продолжительно лепечет; произносит первые слова.
- Любит подражать голосам животных и звукам разных предметов.
- С удовольствием смеётся.
- Хорошо слышит и различает много звуков.

- Вкладывает кубик в коробку по вашей просьбе.
- Активно рисует карандашом или мелком каракули.

 К двум годам ребёнок:

- Обладает запасом в 200-300 слов (в активном словаре более 50 слов).
- Повторяет слова за взрослым.

- Составляет короткие предложения (из 2-3 слов).
- Прислушивается к разговорам.
- Любит, когда ему читают и рассматривает иллюстрации.
- Называет предметы, изображённые на картинках.
- Хорошо знает своё имя, произносит его.
- Пользуется словами "да", "нет", "еще".
- Может сформулировать просьбу.
- Использует существительные в разных падежах (то есть с разными окончаниями).

- Согласует предмет и действие ("машина едет", "я хочу").

- Рассказывает детские стишки.
 

К трем годам ребёнок:

- Имеет словарный запас 1000-1500 слов.

- Пользуется фразой.
- Часто задает вам вопросы.
- Пользуется двух-, трехсловными предложениями.
- Говоря, высказывает свои впечатления, мысли.
- Договаривает звуки, слоги, слова при чтении.
- Понимает значение простых предлогов и множественного числа.
- Знает время суток.
- Называет два цвета.

 К четырём годам ребёнок:

- Владеет словарем примерно в 1500 слов.
- Начинает употреблять сложные предложения.
- Говорит предложениями из 4-5 слов.
- Задает много вопросов, использует слова "кто?" и "почему?"
- Использует выражения типа: "я думаю, что..." и "я надеюсь, что..."
- Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.
- Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.

К пяти годам ребенок:

- Обладает словарным запасом около 3000 слов.
- Знает свой адрес.
- Пользуется предложениями из 5-6 слов.
- Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.
- Умеет пересказывать.
- Правильно произносит практически все звуки.
- Знает простые антонимы (большой - маленький; твердый - мягкий).
- Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.
- Считает до десяти.
- Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

 К шести годам ребенок:

- Обладает словарем около 4000 слов.
- Практически все звуки родного языка произносит правильно.
- Умеет рассказывать и пересказывать, причем пытается выразить свое отношение к рассказываемому.
- Помнит и может описать прошедшие события.
- Пользуется сложными предложениями.
- Употребляет все части речи.
- Использует абстрактные и отвлеченные понятия.
- Рисует, заштриховывает, обводит.
- Хорошо ориентируется в пространстве и на листке бумаги.
- Различает и дифференцирует звуки речи.

По материалам А.Герасимовой

В каком возрасте ваш малыш должен научиться произносить звуки (примерная периодизация):

1 – 1,5 года – [б], [т], [к]

1,5 – 2 года - [ф], [в], [т’], [д’], [н’], [х]

2 -   3,5 года- [с’], [з’], [б’], [м’], [д], [н]

3,5 – 3 года 8 мес. - [с], [з]

 4 – 4,5 года - [ш], [ж], [ц], [ч], [щ]

5 - 6 лет - [л], [л’], [р], [р’]

к 6 годам ребёнок должен правильно произносить все звуки родного языка

Развитие устной речи ребенка 7 лет (при поступлении в школу)

Фразовая речь

Активная речь детей достаточно развита: высказывания точны, логи­чески последовательны, завершенны; фразы развернуты; объем пред­ложений произвольно варьируется от 10 и более слов.

Дети пользуются всеми типами синтаксических конструкций для выражения причинно-следственных связей, временных отноше­ний, сопоставлений, сравнений и т.д. В сложносочиненных пред­ложениях используют соединительные, противительные и разде­лительные союзы, иногда включают причастные и деепричастные обороты.

 

Понимание речи

Дети различают изменения значений слов. Адекватно понимают мно­гозначность слов, переносное значение метафор, образные фра­зеологические и сравнительные обороты, различные оттенки слов с суффиксами субъективной оценки: юмор, сочувствие, пренебре­жение и т.д.

Готовы действовать по словесной инструкции: правильно ее понимают, запоминают порядок действий и выполняют их. Послед­нее является важнейшим условием успешного школьного обуче­ния.

Умеют ориентироваться в речевой ситуации и выбирать соот­ветствующий стиль коммуникации.

Понимают и воспринимают учебную задачу, осознают цель, осмысливают условия и средства ее достижения. Более обостренно реагируют на эмоциональный тон речи и сопутствующую экспрес­сию, чем на смысловое содержание.

 

Словарный запас

В количественном и качественном отношении словарь детей дости­гает такого уровня развития» что они свободно общаются со взрос­лыми и сверстниками, могут поддержать разговор на любую тему, доступную их возрасту.

Многие слова из пассивного запаса переходят в активный, в связи с чем объем активного словаря достигает 4000-4200 слов. Он обо­гащается за счет названий качеств, свойств предметов и названий отдельных частей, деталей целого. Дети более тонко дифферен­цируют собирательные существительные, активно пользуются отвлеченными существительными и прилагательными, глаголами и деепричастиями.

Показатели полноценного владения словарем: дети умеют под­бирать антонимы, синонимы, прилагательные к существительным, наречия к глаголам; активно пытаются объяснять значения слов (детская этимология).

 

Грамматический строй речи

К моменту поступления в школу у детей наблюдается в основном грамматически правильная речь: они правильно строят различные по конструкции предложения; согласовывают слова в роде, числе, падеже; точно спрягают глаголы, часто употребляемые в речи. Правильно пользуются различными грамматическими формами и категориями, редкими оборотами речи. Почти не испытывают трудностей в образовании форм родительного и творительного паде­жей в единственном и множественном числе, чередовании ударения, использовании числительных.

 

Звукопроизношение

Звуковая сторона речи (верхняя граница нормы) усваивается детьми к четырем годам.

Дети 7-го года жизни правильно произносят все звуки в любой позиции (в начале, середине и конце слова) и при различной струк­тур е слова (в сочетании с любыми согласными и при любом коли­честве слогов в слове).

В зависимости от ситуации могут говорить громко или тихо, понижать голос до шепота; умеют изменять темп речи с учетом содержания высказывания; пользуются интонационными сред­ствами.

 

Слоговая структура слов

Дети четко и ясно произносят слова с 1, 2, 3, 4, 5 слогами (откры­тыми и закрытыми), со стечением согласных в начале, середине и конце слова. Четко и внятно произносят фразы и предложения, соблюдая нормы литературного произношения.

 

Фонематическое восприятие

Дети имеют достаточно развитое фонематическое восприятие, вла­деют навыками звукового анализа слов; умеют выделять звуки в сло­вах, подбирать слова на звуки, требующие тонкой дифференциации (звонкие — глухие, твердые — мягкие пары звуков, свистящие — шипящие и т.д.), устанавливать последовательность звуков в сло­вах, разделять слова на слоги, предложения на слова и т.д.

 

Связная речь

На 7-м году жизни связная речь детей становится все более развер­нутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях пред­метов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний.

В этом возрасте дети способны самостоятельно давать описания игрушек, предметов; раскрывать содержание картинок; пересказы­вать содержание небольших художественных произведений, про­смотренных фильмов. Они могут сами придумать сказку, рассказ о своих впечатлениях и чувствах.

Дети способны передать содержание картинки по памяти; рас­сказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до и после увиденного.

 

^Наверх

Елена Чумакова 2012 год 

Конструктор сайтов - uCoz