Развитие ребенка от 0 до 3 лет

 

К одному году ребенок:

- переходит от одного-двух действий с предметами к манипуляциям, состоящим из цепи простых взаимосвязанных ориентировочных действий, носящих ознакомительный характер;

- пользуется обеими руками, манипулируя предметами;

- соотносит предметы с определенным местом в пространстве, помещении;

- выполняет действия с двумя-тремя предметами, воздействуя одним на другой и тем самым изменяя положение другого в пространстве;

- выкладывает предметы из емкости путем ее переворачивания или поочередно вынимая;

- сознательно кладет предметы в определенное место (коробку, ведерко);

- проталкивает и прокатывает предметы;

- разделяет части предмета, состоящего из крупных деталей, снимает их с опоры;

- открывает коробки;

- выполняет двухактные действия: рассоединение/соединение, выкладывание, вкладывание, снятие, нанизывание;

- снимает и нанизывает на стержень три-четыре кольца пирамидки (без учета величины);

- надевает предметы друг на друга;

- строит башню из двух кубиков;

- толкает вперед игрушку на колесах, тянет машинку за веревочку;

- открывает и закрывает дверь;

- нажимает на кнопки;

- используя щепоточный захват, вкладывает мелкие предметы в емкость;

- производит разные действия с одной знакомой сюжетной игрушкой;

- находит частично спрятанную под платком игрушку;

- убирает препятствия, мешающие достать желаемое;

- вставляет один вкладыш в отверстие;

- оставляет следы воскового мелка на бумаге;

- рассматривает книгу вместе со взрослым;

- выполняет простую просьбу, сопровождаемую жестами;

- машет рукой «до свидания», играет в «ладушки» и «ку-ку» в ответ на предложение взрослого;

- находит знакомые предметы, членов семьи (одного их четверых);

- указывает на предмет и на одну из частей тела;

- выбирает из двух-трех предметов, картинок по просьбе взрослого.

 

 

К полутора годам ребенок:

- совершенствует выполнение взаимосвязанных прямых и обратных действий с предметами (раскладывание и собирание, снятие и нанизывание, собирание игрушек из двух частей и т. д.);

- ориентируется в двух формах (шарик и кубик);

- отличает знакомый большой предмет от маленького, дает его по просьбе взрослого;

- сличает два-три цвета (находит «такой же» по просьбе взрослого);

- чиркает по бумаге карандашом, фломастером;

- использует разные способы захвата предметов;

- находит полностью спрятанную игрушку, предмет (под одним из двух платочков);

- собирает пирамидку из двух колец разной величины после показа;

- вставляет вкладыши (круглый, квадратный, треугольный) в соответствующие отверстия (совместно со взрослым или после показа);

- подбирает предмет такой же формы, как предъявляемый;

- отображает в игре один-два знакомых действия;

- действует с предметами по их назначению;

- выполняет простые постройки из конструктора (домик, забор, дорожку и т. п.);

- пытается складывать бумагу;

- вставляет друг в друга несколько стаканчиков, различающихся по величине;

- подбирает предметы к образцу (группировка);

- понимает названия многих окружающих его предметов, игрушек, одежды, мебели, имен близких, знакомых действий и бытовых ситуаций;

- выбирает из двух-четырех предметов, картинок по просьбе взрослого;

- показывает по просьбе некоторые части лица и тела у человека и игрушки;

- выполняет поручения взрослого, требующие знакомых действий (дай, принеси, найди, «ладушки» и т. п.);

- с интересом рассматривает картинки в книжке, слушает стишки и песенки;

- начинает понимать смысл предложений, обращенных к нему фраз.

 

 

К двум годам ребенок:

- ориентируется в трех величинах (большой, поменьше, маленький), выстраивает ряд с учетом величины предмета;

- ориентируется в двух-трех формах (шарик, кубик, кирпичик (прямоугольная призма);

- ориентируется в трех-четырех цветах, подбирает «такой же» по просьбе взрослого, некоторые называет;

- выполняет задания, опираясь одновременно на два свойства предмета;

- усваивает понятия «один» — «много»;

- собирает двухместные дидактические игрушки;

- собирает пирамидку из двух-трех колец с помощью взрослого;

- подбирает крышки к коробкам разной формы, находит недостающие детали, вкладыши (при выборе из двух-трех);

- начинает тактильно распознавать вес, фактуру, температуру контрастных по качественным признакам предметов;

- соотносит некоторые объемные геометрические фигуры (шар — круг, куб — квадрат) с их плоскостным изображением;

- отображает в игре знакомые действия и ситуации (кормит, возит, моет), выполняет два последовательных сюжетных действия;

- подражает бытовым и игровым простейшим действиям взрослого;

- решает проблемную ситуацию при помощи игрового материала, применяя орудийные действия (кормит, строит, катает, вылавливает и т. д.);

- нанизывает на нить несколько крупных бусин;

- выполняет элементарные продуктивные действия;

- строит башню из трех-четырех кубиков;

- воспроизводит с помощью взрослого из конструктора различные постройки (стул, стол, кровать, ворота и т. д.);

- рисует прямые и округлые линии с помощью взрослого и самостоятельно;

- находит предметы на сюжетной картинке, использует указательный жест;

- показывает на себя при вопросе «Где...?»;

- понимает несложный сюжет на картинке, отвечает на вопросы «Кто это?», «Что это?», «Что делает?»;

- понимает несложный рассказ со знакомыми событиями;

- запоминает и выполняет два-три поручения (принеси и дай, возьми и поставь);

- выполняет простые действия по просьбе взрослого, учится «помогать» и «жалеть» и т. п.;

- дает по одновременной просьбе два предмета («Дай мне ... и ...»);

- выбирает заданный предмет из трех-четырех предметов в соответствии с их функциональным назначением;

- кладет предметы на, под. в, достает из.

 

 

К двум с половиной годам ребенок:

- показывает и называет основные цвета и геометрические фигуры;

- обращает внимание на особенности материалов, из которых изготовлены предметы, их положение в пространстве, издаваемые ими звуки;

- отбирает из множества предметов одинаковые;

- находит предмет, больший или меньший по размеру, чем демонстрируемый;

- самостоятельно собирает пирамидки из трех-четырех колец;

- ищет механизмы, приводящие игрушки в действие;

- складывает разрезную картинку из двух-трех частей;

- подбирает картинки к образцу;

- находит картинку с изображением знакомого предмета из нескольких;

- различает эмоции (веселый, грустный);

- выполняет простую аппликацию.

 

 

К трем годам ребенок:

- совершает действия с предметами и игрушками, переходя к планированию своих действий, поиску способов достижения цели, прогнозированию результатов;

- составляет целое из двух-четырех частей;

- находит предмет, ориентируясь на два свойства одновременно;

- ориентируется в трех-четырех формах, четырех-пяти цветах предметов;

- сортирует предметы по величине (две группы предметов), по форме (три-четыре группы), по категориям (две знакомые лексические темы);

- продолжает чередование из двух предметов, цветов, форм,величин;

- объединяет предметы в пары по функциональному назначению (этим играют, едят и т. д.);

- отбирает предметы, относящиеся к лексическим категориям «игрушки», «мебель», «одежда», «пища», «животные»;

- складывает разрезную картинку из трех-четырех частей;

- приводит в действие механическую игрушку;

- дорисовывает в рисунке взрослого простые детали;

- видит сюжет картинки;

- выкладывает сюжет из двух картинок;

- выделяет количество предметов «много — один» (много пальчиков и много кубиков, один пальчик и один кубик).

 

По данным О.В.Юговой

 

 

^Наверх

Конструктор сайтов - uCoz