|
Развитие ребенка от 0 до 3 лет
К одному году ребенок: - переходит от одного-двух действий с предметами к манипуляциям, состоящим из цепи простых взаимосвязанных ориентировочных действий, носящих ознакомительный характер; - пользуется обеими руками, манипулируя предметами; - соотносит предметы с определенным местом в пространстве, помещении; - выполняет действия с двумя-тремя предметами, воздействуя одним на другой и тем самым изменяя положение другого в пространстве; - выкладывает предметы из емкости путем ее переворачивания или поочередно вынимая; - сознательно кладет предметы в определенное место (коробку, ведерко); - проталкивает и прокатывает предметы; - разделяет части предмета, состоящего из крупных деталей, снимает их с опоры; - открывает коробки; - выполняет двухактные действия: рассоединение/соединение, выкладывание, вкладывание, снятие, нанизывание; - снимает и нанизывает на стержень три-четыре кольца пирамидки (без учета величины); - надевает предметы друг на друга; - строит башню из двух кубиков; - толкает вперед игрушку на колесах, тянет машинку за веревочку; - открывает и закрывает дверь; - нажимает на кнопки; - используя щепоточный захват, вкладывает мелкие предметы в емкость; - производит разные действия с одной знакомой сюжетной игрушкой; - находит частично спрятанную под платком игрушку; - убирает препятствия, мешающие достать желаемое; - вставляет один вкладыш в отверстие; - оставляет следы воскового мелка на бумаге; - рассматривает книгу вместе со взрослым; - выполняет простую просьбу, сопровождаемую жестами; - машет рукой «до свидания», играет в «ладушки» и «ку-ку» в ответ на предложение взрослого; - находит знакомые предметы, членов семьи (одного их четверых); - указывает на предмет и на одну из частей тела; - выбирает из двух-трех предметов, картинок по просьбе взрослого.
К полутора годам ребенок: - совершенствует выполнение взаимосвязанных прямых и обратных действий с предметами (раскладывание и собирание, снятие и нанизывание, собирание игрушек из двух частей и т. д.); - ориентируется в двух формах (шарик и кубик); - отличает знакомый большой предмет от маленького, дает его по просьбе взрослого; - сличает два-три цвета (находит «такой же» по просьбе взрослого); - чиркает по бумаге карандашом, фломастером; - использует разные способы захвата предметов; - находит полностью спрятанную игрушку, предмет (под одним из двух платочков); - собирает пирамидку из двух колец разной величины после показа; - вставляет вкладыши (круглый, квадратный, треугольный) в соответствующие отверстия (совместно со взрослым или после показа); - подбирает предмет такой же формы, как предъявляемый; - отображает в игре один-два знакомых действия; - действует с предметами по их назначению; - выполняет простые постройки из конструктора (домик, забор, дорожку и т. п.); - пытается складывать бумагу; - вставляет друг в друга несколько стаканчиков, различающихся по величине; - подбирает предметы к образцу (группировка); - понимает названия многих окружающих его предметов, игрушек, одежды, мебели, имен близких, знакомых действий и бытовых ситуаций; - выбирает из двух-четырех предметов, картинок по просьбе взрослого; - показывает по просьбе некоторые части лица и тела у человека и игрушки; - выполняет поручения взрослого, требующие знакомых действий (дай, принеси, найди, «ладушки» и т. п.); - с интересом рассматривает картинки в книжке, слушает стишки и песенки; - начинает понимать смысл предложений, обращенных к нему фраз.
К двум годам ребенок: - ориентируется в трех величинах (большой, поменьше, маленький), выстраивает ряд с учетом величины предмета; - ориентируется в двух-трех формах (шарик, кубик, кирпичик (прямоугольная призма); - ориентируется в трех-четырех цветах, подбирает «такой же» по просьбе взрослого, некоторые называет; - выполняет задания, опираясь одновременно на два свойства предмета; - усваивает понятия «один» — «много»; - собирает двухместные дидактические игрушки; - собирает пирамидку из двух-трех колец с помощью взрослого; - подбирает крышки к коробкам разной формы, находит недостающие детали, вкладыши (при выборе из двух-трех); - начинает тактильно распознавать вес, фактуру, температуру контрастных по качественным признакам предметов; - соотносит некоторые объемные геометрические фигуры (шар — круг, куб — квадрат) с их плоскостным изображением; - отображает в игре знакомые действия и ситуации (кормит, возит, моет), выполняет два последовательных сюжетных действия; - подражает бытовым и игровым простейшим действиям взрослого; - решает проблемную ситуацию при помощи игрового материала, применяя орудийные действия (кормит, строит, катает, вылавливает и т. д.); - нанизывает на нить несколько крупных бусин; - выполняет элементарные продуктивные действия; - строит башню из трех-четырех кубиков; - воспроизводит с помощью взрослого из конструктора различные постройки (стул, стол, кровать, ворота и т. д.); - рисует прямые и округлые линии с помощью взрослого и самостоятельно; - находит предметы на сюжетной картинке, использует указательный жест; - показывает на себя при вопросе «Где...?»; - понимает несложный сюжет на картинке, отвечает на вопросы «Кто это?», «Что это?», «Что делает?»; - понимает несложный рассказ со знакомыми событиями; - запоминает и выполняет два-три поручения (принеси и дай, возьми и поставь); - выполняет простые действия по просьбе взрослого, учится «помогать» и «жалеть» и т. п.; - дает по одновременной просьбе два предмета («Дай мне ... и ...»); - выбирает заданный предмет из трех-четырех предметов в соответствии с их функциональным назначением; - кладет предметы на, под. в, достает из.
К двум с половиной годам ребенок: - показывает и называет основные цвета и геометрические фигуры; - обращает внимание на особенности материалов, из которых изготовлены предметы, их положение в пространстве, издаваемые ими звуки; - отбирает из множества предметов одинаковые; - находит предмет, больший или меньший по размеру, чем демонстрируемый; - самостоятельно собирает пирамидки из трех-четырех колец; - ищет механизмы, приводящие игрушки в действие; - складывает разрезную картинку из двух-трех частей; - подбирает картинки к образцу; - находит картинку с изображением знакомого предмета из нескольких; - различает эмоции (веселый, грустный); - выполняет простую аппликацию.
К трем годам ребенок: - совершает действия с предметами и игрушками, переходя к планированию своих действий, поиску способов достижения цели, прогнозированию результатов; - составляет целое из двух-четырех частей; - находит предмет, ориентируясь на два свойства одновременно; - ориентируется в трех-четырех формах, четырех-пяти цветах предметов; - сортирует предметы по величине (две группы предметов), по форме (три-четыре группы), по категориям (две знакомые лексические темы); - продолжает чередование из двух предметов, цветов, форм,величин; - объединяет предметы в пары по функциональному назначению (этим играют, едят и т. д.); - отбирает предметы, относящиеся к лексическим категориям «игрушки», «мебель», «одежда», «пища», «животные»; - складывает разрезную картинку из трех-четырех частей; - приводит в действие механическую игрушку; - дорисовывает в рисунке взрослого простые детали; - видит сюжет картинки; - выкладывает сюжет из двух картинок; - выделяет количество предметов «много — один» (много пальчиков и много кубиков, один пальчик и один кубик).
По данным О.В.Юговой
|