Звуки и буквы

           (немножко теории)

 

Уже в детском саду на логопедических занятиях детям дают термины, в том числе «звук» и «буква». В чём же разница между звуками и буквами?

Первоначально ребёнок сталкивается со звуками. Он слышит речь окружающих и начинает говорить сам. И лишь в период обучения грамоте дети знакомятся с буквами – учатся читать и писать. Буква – это специальный знак, который обозначает звук на письме. Т.о., звуки – мы слышим и произносим, буквы – пишем и читаем.

 

В русском языке 42 звука. 6 гласных и 36 согласных. Для их обозначения на письме существует 33 буквы – 10 гласных, 21 согласная и ещё две особые буквы, которые не читаются – «Ъ» и «Ь».

 

 

Как отличить гласный звук от согласного? Гласные звуки можно свободно пропеть, на пути воздуха нет преград. Согласные звуки пропеть нельзя, на пути воздуха встречается преграда. Например, губы – звуки [п], [б] и др., язык – звуки [к], [г] и др., зубы – звуки [с], [ц] и др.

Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Это определяется на слух!

Например, слова  «кон»    и   «конь»

                             [к  о  н]     [к  о н]

Важно научить ребёнка определять твёрдость/мягкость согласного звука, т.к. это нужно будет в дальнейшем при обучении грамоте (твёрдость и мягкость обозначается на письме последующей гласной буквой или «ъ» и «ь»).

В русском языке есть всегда мягкие согласные звуки:    [ч]  [щ]  [й]

                                    всегда твёрдые согласные звуки: [ш]  [ж]  [ц]

 

 

Запомните, в русском языке 6 гласных звуков:  [а]  [о]  [у]  [и]  [э]  [ы]

                                                 10 гласных букв:    а  о  у  э  ы  и  я  ё  е  ю

 

Буквы Я, Е, Ё, Ю  могут читаться как 1 звук:    я - [а]

                                                                            е - [э]

                                                                            ё - [о]

                                                                            ю -[у]

 

                                                или как 2 звука: я - [йа]

                                                                           е - [йэ]

                                                                           ё - [йо]

                                                                           ю -[йу]

Это зависит от положения буквы в слове.

Самое важное до обучения грамоте научить ребёнка чётко слышать и различать все звуки в слове, определять их последовательность и количество.

 

 

^Наверх

Елена Чумакова 2012 год 

Конструктор сайтов - uCoz