Обучение грамоте
Что такое грамота? Это умение читать и писать. Одни родители считают очень важным обучить своё чадо грамоте до поступления в школу (некоторые начинают «учить буквы» чуть ли не с рождения), другие откладывают это до первого класса, считая, что учитель лучше знает, как учить читать. Однозначного ответа на вопрос «Когда начинать обучение грамоте» нет. Это зависит от много, а главное от способностей и склонностей самого ребенка. Все дети разные. Один ребёнок с трёх лет прекрасно осваивает азы грамоты, другой и в шесть с трудом запоминает буквы. Но одно я вам точно могу сказать, прежде чем учить ребёнка читать, надо подготовить его к овладению этим трудным процессом.
Как часто на первом родительском собрании логопедической группы я слышу вопрос: «А вы будете учить детей читать?». (Этот вопрос второй по популярности после «Когда мой ребёнок научится выговарить букву Р?») Очевидно, что обучение грамоте для многих родителей является показателем нормального развития ребёнка, его готовности к школьному обучению. Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы научить своё дитя читать и писать до школы. Особенно, если ребёнок проявляет к этому интерес. Но, очень хочется напомнить, что письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка. Поэтому на логопедических занятиях мы с ребятами занимаемся подготовкой к обучению грамоте.
С чего же начать подготовку к обучению грамоте? Конечно же с игр со звуками. Ведь буква – это специальный знак, который обозначает звук речи на письме. (Вспомните, как вы начинали писать в первом классе: тщательно и медленно проговаривая слово вслух, вы записываете его, переводя звучащее слово в слово, написанное буквами.) Чтобы обучение письму было успешным, ребёнок должен владеть звуковым анализом (чётко определять последовательность и количество звуков в слове), различать твёрдые и мягкие согласные (т.к. твёрдость/мягкость согласного обозначается на письме с помощью последующей гласной буквы или «ь» и «ъ»), различать глухие и звонкие согласные. (Это далеко не всё. Ещё ребёнок должен чётко слышать в слове все гласные звуки, чтобы разделить слово на слоги, выделить ударный слог. И ещё многое другое…) Особенно важным это является для детей с нарушениями речи. Такие детки часто имеют недостаточно развитый фонематический слух (умение различать схожие по акустико-артикуляторным характеристикам звуки). Из-за этого могут возникнуть проблемы с различением на слух звуков ([р] и [л], [с] и [ш], [л’] и [j] и др.), выделением первого и последнего звука в слове, придумыванием слов на заданный звук и т.д.
Поэтому, повторю ещё раз, что путь к чтению и письму лежит через игры со звуками. Очень важно, чтобы у ребёнка развилось «чувство языка», умение вслушиваться в родную речь и быть внимательным к словам и звукам. А наша с вами задача - помочь ему в этом. Причём нужно постараться сделать всё, чтобы занятия были увлекательной игрой, а не нудными "уроками".