Инклюзивное образование (фр. inclusif – включающий в себя, лат. includere – заключать, включать) – особый подход к построению общего образования, который подразумевает доступность (возможность) образования для каждого ребенка, независимо от его особых нужд и потребностей.

 

 

(Видеоролик опубликован на  www.youtube.com пользователем PressSlujbaMGPPU)

 

8 основополагающих принципов инклюзивного образования:

● ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

● каждый человек способен чувствовать и думать;

● каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

● все люди нуждаются друг в друге;

● подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

● все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

● для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

● разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

 

Привычным пониманием инклюзии является  совместное обучение разных детей. Инклюзивная культура образования складывается, прежде всего, из отношений между участниками образовательной среды, учениками, учителями и родителями. Инклюзия, в самом широком ее понимании, предполагает, что у каждого ребенка есть потенциал быть принятым в пространство школы и общества. Дети с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья были в наших массовых школах всегда. Агрессия в строну ребенка с ограниченными возможностями, который пришел в общеобразовательный класс, исходит и от одноклассников, и, увы, от их родителей, а порой и от самих педагогов.

Включение – это прежде всего процесс человеческих отношений. Даже огромные финансовые средства государственной программы не решат проблемы инклюзии, если мы не примем друг друга и самих себя.

 

Ребенок всегда чувствует, что он в чём-то ≪не такой, как все≫. Если он, не такой, никому не мешает и разница между ним и другими никого не раздражает, то это несовпадение может волновать лишь его одного. Но нередко это несовпадение служит причиной отторжения всеми одного. Поддержка – это не только признание взрослым права ребенка быть ≪не таким≫, но и помощь ему находить в себе силы строить отношения с другими, оставаясь самим собой. Пока ребенок не получит возможности строить отношения с другими, социальный контекст закрыт для его индивидуального сознания. Находясь среди людей, он чувствует себя одиноко и неуместно.

 

Законодательная база инклюзивного образования.

 

Понятие инклюзивного образования раскрывается в «Законе об Образовании РФ» (№273 от 29.12.2012г.)

Пункт 27 статьи 2 этого закона звучит так:

 

"Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей."

 

Это законодательно закрепляет право каждого ребенка получать образование с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей. Учет разнообразия потребностей обучающихся определяет новую характеристику современного образования. Особые потребности возникают вследствие различных ограничений. Иногда это ограничения социальные, психологические, интеллектуальные, физические.

 

 

Статья 2 пункт 16 Закона определяет, кого сегодня необходимо официально относить к группе обучающихся с ОВЗ и как определяется данный статус:

 

"Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий."

 

Статус обучающегося с ОВЗ определяется психолого-медико-педагогической комиссией, и ею разрабатываются рекомендации по созданию специальных условий получения образования.

 

 

 

Инклюзивное образование – это приоритетное направление развития образования для школ. Но это не значит, что оно должно стать единственной возможностью для детей с ОВЗ. Сохраняются условия специального образования в отдельных школах, возможность обучать ребенка с ОВЗ и инвалидностью в условиях специального класса массовой школы.

 

Инклюзия – обучение ребенка с ОВЗ в обычном классе массовой школы – это выбор родителей и рекомендация ПМПК. Право учащихся с ОВЗ и их родителей выбирать форму образования определяется статьей 79 Закона, а именно:

"Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. [...]"

 

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

 

Пример инклюзивного школьного образования детей с аутизмом.

 

(Видеоролик опубликован на  www.youtube.com пользователем МИЛОСЕРДИЕ.RU)

^Наверх

Конструктор сайтов - uCoz