Обучение письму. С чего начать?
Подготовительную работу следует начинать в три-четыре года. Упражнения на начальном этапе на первый взгляд далеки от письменных, но приближают ребенка к успехам. Приложите усилия, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными. Для этого подойдут игры и упражнения на развитие мелкой моторики, координации движений, ручной умелости, чувства ритма, пространственных представлений. Не надо вкладывать в еще слабую руку ребенка карандаш и мучиться над работой в прописях. Это вызовет негативную реакцию у ребенка и раздражение у вас. Позаботьтесь об успешности деятельности ребенка, подкрепите его интерес к буквам, книгам.
Для подготовки руки к письму подойдут и такие виды ручного труда, как рисование, лепка, аппликация, конструирование, мозаика, плетение, вышивание, вязание, выжигание и др.
Ребёнок начинает писать.
Когда подходит возраст 5 лет, можно начинать специальные письменные упражнения для подготовки к письму. И для начала необходимо позаботиться о том, чтобы сразу правильно научить ребёнка сидеть за столом, правильно держать ручку или карандаш. Поверьте, лучше приучить к этому сразу, чем потом переучивать.
Парта, стол, за которыми сидит ребенок, и стул должны соответствовать его росту. Спина должна быть прямой, плечи на одной высоте. Грудь не касается стола. Ноги согнуты под прямым углом, опираются всей стопой на пол или подставку. (См.рис.)
Положение тетради отражается на почерке и посадке пишущего. Наклонное положение тетради способствует написанию букв с наклоном. Не следует низко наклоняться над тетрадью. (См.рис.)
Ручку (карандаш) при письме мы держим большим и указательным пальцами (сжимаем подушечками пальцев!), средний палец внизу (как бы подложен под ручку). Остальные пальцы слегка поджаты. Обратный конец ручки смотрит примерно в сторону плеча пишущей руки. Я так подробно описываю правильный способ удержания ручки, т.к. очень редко дети приходят ко мне на занятия, умея держать ручку. Чего я только не видела... Вариантов море - от зажатой в кулаке ручки, до изящного захвата большим и средним пальцами при отогнутом в сторону указательном. Это, к сожалению, говорит о том, что врослые не контролировали, как ребёнок взял пишущий инструмент в первый раз, не обращали на это внимания и в дальшейшем. Это может привести к перенапряжению кисти руки, а как следствие - к деформации всей позы при письме и к плохому почерку в будущем. Выбор ручки тоже имеет значение. Остановите выбор на простой ученической ручке длиной 15 см. Она не должна быть короткой, толстой или очень длинной. Очень хороши трёхгранные ручки и карандаши (способствуют правильному захвату тремя пальцами). (См.рис.)
Существуют различные насадки на пишущий инструмент, которые помогут ребёнку научиться правильно держать ручку (карандаш) при письме (кстати, они бывают для правшей и для левшей). Их можно приобрести в канцелярских магазинах, в магазинах, где продают товары для детей. (См.рис.)