Для чего нужно делать артикуляционную зарядку?

 

Специальные упражнения помогут подготовить артикуляционный аппарат (губы, язычок, челюсти, мягкое нёбо) к овладению правильным произношением звуков. Эти задания помогут деткам, у которых нарушено звукопроизношение, невнятная речь, проблемы с дикцией. Язычок научится выполнять точные, целенаправленные движения, необходимые для произношения конкретных звуков.

Делайте зарядку перед зеркалом - так ребёнку будет легче контролировать свои движения. Начинать надо с 1 - 2 упражнений, занимайтесь по 5 - 7 минут ежедневно. Упражнения лучше проводить в форме игры, используя стихи, картинки, весёлые истории и сказки про язычок.

 

 Посмотрите мой видеоролик. Он поможет Вам и вашему малышу правильно и весело провести упражнения.

 
Комплекс упражнений для звуков [С],[З],[Ц]

 «Улыбка» - широко улыбнуться, удерживать улыбку 5 – 7 сек.

«Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с.

«Трубочка (слоник)» - вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать 5-7 с.

 Чередовать «заборчик» и «слоник». Нижняя часть не двигается, двигаются только губы. Повторить 5-6 раз

 «Месим тесто»» — широ­кий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя». Повторить 3 - 5 раз.

 «Блинчик » — рот приоткрыт, широкий плоский кончик языка положить на ниж­нюю губу. Язык не должен двигаться. Удерживать такое положение 3-10 сек. Повторить 2-3 раза.

 «Задуй свечку!» — сквозь слегка сжатые губы подуть на свечку (можно на вертушку). Щеки не надуваются.  Повторить 3-4 раза. Воздух должен проходить свободно (не толчками), но струя воздуха должна быть направленной (мы не просто дышим, мы дуем!).

 «Больной пальчик» — положить широкий плоский кончик языка между губами (т. е. губы слегка придерживают кончик языка – но не зажимают его – иначе воздуху негде проходить) и подуть на палец. Воздух должен идти по языку через маленькую щель между языком и верхней губой. Сделать глубокий вдох и долгий плавный выдох. Щеки не надуваются. Повторить 2-3 раза.

 «Горка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончиком
языка упереться в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Удерживать так 5-10 с. Повторить 2-3 раза.

 «Подуть на горку» - делаем «Горку», чуть-чуть прижимаем ее верхними зубами и выдыхаем потихоньку воздух – получится что-то похожее на «с-с-с-с».

 «Горка закрывается-открыва­ется» — сделать «горку», а потом, не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы (губы — в улыбке, зубы видны), затем открыть рот снова (язык все время упирается в нижние зубы). Повторить движение 5-6 раз.

 

Комплекс упражнений для звуков [Ш],[Ж]

 «Улыбка» - широко улыбнуться, удерживать улыбку 5 – 7 сек.

«Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. 

 «Трубочка (слоник)» - вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать 5-7 с.

 Чередовать «заборчик» и «слоник». Нижняя часть не двигается, двигаются только губы. Повторить 5-6 раз

 «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать вер­хнюю губу сверху вниз (язык слизывает «варенье» одним движением внутрь рта). При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа от­тянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3-5 раз.

 «Качели» - губы в улыбке, рот приоткрыт, кончик языка кладем на верхнюю губу, опускаем на нижнюю (под счет 1-2), затем ставим за верхние зубы (язык упирается в них), затем опускаем за нижние зубы (язык упирается в них) (под сечт 1-2).

 «Подуй на нос» — высунуть ши­рокий кончик языка, поднять к верхней губе (как в упражнении «Вкусное варенье») и подуть вверх («Представь, что на нос села муха – надо ее сдуть!»). Воздух идет по середи­не языка, щёки не надуваются. Повторить 4-5 раз.

 «Чашечка» — широко открыть рот, улыбнуться. Высунуть язык изо рта, подняв его передний и боко­вые края, образуя «чашечку» (как в упражнениях «Вкусное варенье», «Подуть на нос» - только рот при этом открыт шире, видны зубы)) . Удерживать так 5-10 с. Повторить 2-4 раза.

 «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен на­ходиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 раз.

 

Комплекс упражнений для звуков [Л], [Л’]

 «Улыбка» - широко улыбнуться, удерживать улыбку 5 – 7 сек.

 «Месим тесто»» — широ­кий плоский кончик языка пошлепатьг убами, произнося «пя-пя-пя», затем «та-та-та». Повторить 3 - 5 раз.

 «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен на­ходиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 раз.

«Часики» — приоткрыть рот, вы­сунуть язык и двигать им влево-вправо, от одного угла рта до другого. Повторить движения 5-6 раз в каждую сторону.

 «Орешки»  — упереться кон­чиком языка в щеку (губы сомкнуты, а зубы раздвинуты) — «за щекой орешек», нажать несильно пальцем на щеку и язык (язык сопротивляется нажа­тию) — «орешек твердый» Повторить 2-4 раза с каждой щекой.

 «Поймай мышку» - губы в улыбке, рот приоткрыт, произнести «а-а-а-а» и прикусить кончик языка  - получится «а-а-ал» (поймали мышку за хвостик!).

 «Маляр» - рот приоткрыт, кончиком языка проводим вперед – назад по нёбу («красим кисточкой»).

  

Комплекс упражнений для звуков [Р], [Р’]

 «Качели» - губы в улыбке, рот приоткрыт, кончик языка ставим за верхние зубы (язык упирается в них), затем опускаем за нижние зубы (язык упирается в них).

 «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен на­ходиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 раз.

 «Маляр» - рот приоткрыт, кончиком языка проводим вперед – назад по нёбу («красим кисточкой»). Повторить по 5-6 раз.

 «Лошадка» — приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать язы­ком с короткими паузами для отдыха. Ста­раться не двигать нижней челюстью.

 «Грибок» - рот приоткрыт, губы в улыбке, медленно цокаем языком (как упражнение «Лошадка», только медленнее), присасываем язык к небу (язык распластывается по небу – это «шляпка гриба», уздечка языка натянута – это «ножка»). Удерживаем 3 – 4 сек. Повторить 5-6 раз.

 «Дятел» - рот приоткрыт, губы в улыбке. Быстро произносим «д-д-д-д». При этом кончик языка стучит за верхними зубами, нижняя челюсть неподвижна!!!.

 «Комарик» - рот приоткрыт, губы в улыбке. Кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Произносим что-то среднее между «Ж-ж-ж» и «З-з-з». Произносим с силой (чтобы защекотало язык).

 «Гармошка» - делаем «Грибок» - присасываем язычок, поднимаем и опускаем нижнюю челюсть (растягиваем уздечку).

 

 

^Наверх

Елена Чумакова 2012 год 

Конструктор сайтов - uCoz