Для чего нужно делать артикуляционную зарядку?
Специальные упражнения помогут подготовить артикуляционный аппарат (губы, язычок, челюсти, мягкое нёбо) к овладению правильным произношением звуков. Эти задания помогут деткам, у которых нарушено звукопроизношение, невнятная речь, проблемы с дикцией. Язычок научится выполнять точные, целенаправленные движения, необходимые для произношения конкретных звуков.
Делайте зарядку перед зеркалом - так ребёнку будет легче контролировать свои движения. Начинать надо с 1 - 2 упражнений, занимайтесь по 5 - 7 минут ежедневно. Упражнения лучше проводить в форме игры, используя стихи, картинки, весёлые истории и сказки про язычок.
Посмотрите мой видеоролик. Он поможет Вам и вашему малышу правильно и весело провести упражнения.
«Улыбка» - широко улыбнуться, удерживать улыбку 5 – 7 сек.
«Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с.
«Трубочка (слоник)» - вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать 5-7 с.
Чередовать «заборчик» и «слоник». Нижняя часть не двигается, двигаются только губы. Повторить 5-6 раз
«Месим тесто»» — широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя». Повторить 3 - 5 раз.
«Блинчик » — рот приоткрыт, широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу. Язык не должен двигаться. Удерживать такое положение 3-10 сек. Повторить 2-3 раза.
«Задуй свечку!» — сквозь слегка сжатые губы подуть на свечку (можно на вертушку). Щеки не надуваются. Повторить 3-4 раза. Воздух должен проходить свободно (не толчками), но струя воздуха должна быть направленной (мы не просто дышим, мы дуем!).
«Больной пальчик» — положить широкий плоский кончик языка между губами (т. е. губы слегка придерживают кончик языка – но не зажимают его – иначе воздуху негде проходить) и подуть на палец. Воздух должен идти по языку через маленькую щель между языком и верхней губой. Сделать глубокий вдох и долгий плавный выдох. Щеки не надуваются. Повторить 2-3 раза.
«Горка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончиком
языка упереться в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Удерживать так 5-10 с. Повторить 2-3 раза.
«Подуть на горку» - делаем «Горку», чуть-чуть прижимаем ее верхними зубами и выдыхаем потихоньку воздух – получится что-то похожее на «с-с-с-с».
«Горка закрывается-открывается» — сделать «горку», а потом, не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы (губы — в улыбке, зубы видны), затем открыть рот снова (язык все время упирается в нижние зубы). Повторить движение 5-6 раз.
Комплекс упражнений для звуков [Ш],[Ж]
«Улыбка» - широко улыбнуться, удерживать улыбку 5 – 7 сек.
«Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с.
«Трубочка (слоник)» - вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать 5-7 с.
Чередовать «заборчик» и «слоник». Нижняя часть не двигается, двигаются только губы. Повторить 5-6 раз
«Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз (язык слизывает «варенье» одним движением внутрь рта). При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3-5 раз.
«Качели» - губы в улыбке, рот приоткрыт, кончик языка кладем на верхнюю губу, опускаем на нижнюю (под счет 1-2), затем ставим за верхние зубы (язык упирается в них), затем опускаем за нижние зубы (язык упирается в них) (под сечт 1-2).
«Подуй на нос» — высунуть широкий кончик языка, поднять к верхней губе (как в упражнении «Вкусное варенье») и подуть вверх («Представь, что на нос села муха – надо ее сдуть!»). Воздух идет по середине языка, щёки не надуваются. Повторить 4-5 раз.
«Чашечка» — широко открыть рот, улыбнуться. Высунуть язык изо рта, подняв его передний и боковые края, образуя «чашечку» (как в упражнениях «Вкусное варенье», «Подуть на нос» - только рот при этом открыт шире, видны зубы)) . Удерживать так 5-10 с. Повторить 2-4 раза.
«Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 раз.
Комплекс упражнений для звуков [Л], [Л’]
«Улыбка» - широко улыбнуться, удерживать улыбку 5 – 7 сек.
«Месим тесто»» — широкий плоский кончик языка пошлепатьг убами, произнося «пя-пя-пя», затем «та-та-та». Повторить 3 - 5 раз.
«Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 раз.
«Часики» — приоткрыть рот, высунуть язык и двигать им влево-вправо, от одного угла рта до другого. Повторить движения 5-6 раз в каждую сторону.
«Орешки» — упереться кончиком языка в щеку (губы сомкнуты, а зубы раздвинуты) — «за щекой орешек», нажать несильно пальцем на щеку и язык (язык сопротивляется нажатию) — «орешек твердый» Повторить 2-4 раза с каждой щекой.
«Поймай мышку» - губы в улыбке, рот приоткрыт, произнести «а-а-а-а» и прикусить кончик языка - получится «а-а-ал» (поймали мышку за хвостик!).
«Маляр» - рот приоткрыт, кончиком языка проводим вперед – назад по нёбу («красим кисточкой»).
Комплекс упражнений для звуков [Р], [Р’]
«Качели» - губы в улыбке, рот приоткрыт, кончик языка ставим за верхние зубы (язык упирается в них), затем опускаем за нижние зубы (язык упирается в них).
«Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 раз.
«Маляр» - рот приоткрыт, кончиком языка проводим вперед – назад по нёбу («красим кисточкой»). Повторить по 5-6 раз.
«Лошадка» — приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком с короткими паузами для отдыха. Стараться не двигать нижней челюстью.
«Грибок» - рот приоткрыт, губы в улыбке, медленно цокаем языком (как упражнение «Лошадка», только медленнее), присасываем язык к небу (язык распластывается по небу – это «шляпка гриба», уздечка языка натянута – это «ножка»). Удерживаем 3 – 4 сек. Повторить 5-6 раз.
«Дятел» - рот приоткрыт, губы в улыбке. Быстро произносим «д-д-д-д». При этом кончик языка стучит за верхними зубами, нижняя челюсть неподвижна!!!.
«Комарик» - рот приоткрыт, губы в улыбке. Кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Произносим что-то среднее между «Ж-ж-ж» и «З-з-з». Произносим с силой (чтобы защекотало язык).
«Гармошка» - делаем «Грибок» - присасываем язычок, поднимаем и опускаем нижнюю челюсть (растягиваем уздечку).