Развитие ребенка от 0 до 3 лет
К одному году ребенок:
- переходит от одного-двух действий с предметами к манипуляциям, состоящим из цепи простых взаимосвязанных ориентировочных действий, носящих ознакомительный характер;
- пользуется обеими руками, манипулируя предметами;
- соотносит предметы с определенным местом в пространстве, помещении;
- выполняет действия с двумя-тремя предметами, воздействуя одним на другой и тем самым изменяя положение другого в пространстве;
- выкладывает предметы из емкости путем ее переворачивания или поочередно вынимая;
- сознательно кладет предметы в определенное место (коробку, ведерко);
- проталкивает и прокатывает предметы;
- разделяет части предмета, состоящего из крупных деталей, снимает их с опоры;
- открывает коробки;
- выполняет двухактные действия: рассоединение/соединение, выкладывание, вкладывание, снятие, нанизывание;
- снимает и нанизывает на стержень три-четыре кольца пирамидки (без учета величины);
- надевает предметы друг на друга;
- строит башню из двух кубиков;
- толкает вперед игрушку на колесах, тянет машинку за веревочку;
- открывает и закрывает дверь;
- нажимает на кнопки;
- используя щепоточный захват, вкладывает мелкие предметы в емкость;
- производит разные действия с одной знакомой сюжетной игрушкой;
- находит частично спрятанную под платком игрушку;
- убирает препятствия, мешающие достать желаемое;
- вставляет один вкладыш в отверстие;
- оставляет следы воскового мелка на бумаге;
- рассматривает книгу вместе со взрослым;
- выполняет простую просьбу, сопровождаемую жестами;
- машет рукой «до свидания», играет в «ладушки» и «ку-ку» в ответ на предложение взрослого;
- находит знакомые предметы, членов семьи (одного их четверых);
- указывает на предмет и на одну из частей тела;
- выбирает из двух-трех предметов, картинок по просьбе взрослого.
К полутора годам ребенок:
- совершенствует выполнение взаимосвязанных прямых и обратных действий с предметами (раскладывание и собирание, снятие и нанизывание, собирание игрушек из двух частей и т. д.);
- ориентируется в двух формах (шарик и кубик);
- отличает знакомый большой предмет от маленького, дает его по просьбе взрослого;
- сличает два-три цвета (находит «такой же» по просьбе взрослого);
- чиркает по бумаге карандашом, фломастером;
- использует разные способы захвата предметов;
- находит полностью спрятанную игрушку, предмет (под одним из двух платочков);
- собирает пирамидку из двух колец разной величины после показа;
- вставляет вкладыши (круглый, квадратный, треугольный) в соответствующие отверстия (совместно со взрослым или после показа);
- подбирает предмет такой же формы, как предъявляемый;
- отображает в игре один-два знакомых действия;
- действует с предметами по их назначению;
- выполняет простые постройки из конструктора (домик, забор, дорожку и т. п.);
- пытается складывать бумагу;
- вставляет друг в друга несколько стаканчиков, различающихся по величине;
- подбирает предметы к образцу (группировка);
- понимает названия многих окружающих его предметов, игрушек, одежды, мебели, имен близких, знакомых действий и бытовых ситуаций;
- выбирает из двух-четырех предметов, картинок по просьбе взрослого;
- показывает по просьбе некоторые части лица и тела у человека и игрушки;
- выполняет поручения взрослого, требующие знакомых действий (дай, принеси, найди, «ладушки» и т. п.);
- с интересом рассматривает картинки в книжке, слушает стишки и песенки;
- начинает понимать смысл предложений, обращенных к нему фраз.
К двум годам ребенок:
- ориентируется в трех величинах (большой, поменьше, маленький), выстраивает ряд с учетом величины предмета;
- ориентируется в двух-трех формах (шарик, кубик, кирпичик (прямоугольная призма);
- ориентируется в трех-четырех цветах, подбирает «такой же» по просьбе взрослого, некоторые называет;
- выполняет задания, опираясь одновременно на два свойства предмета;
- усваивает понятия «один» — «много»;
- собирает двухместные дидактические игрушки;
- собирает пирамидку из двух-трех колец с помощью взрослого;
- подбирает крышки к коробкам разной формы, находит недостающие детали, вкладыши (при выборе из двух-трех);
- начинает тактильно распознавать вес, фактуру, температуру контрастных по качественным признакам предметов;
- соотносит некоторые объемные геометрические фигуры (шар — круг, куб — квадрат) с их плоскостным изображением;
- отображает в игре знакомые действия и ситуации (кормит, возит, моет), выполняет два последовательных сюжетных действия;
- подражает бытовым и игровым простейшим действиям взрослого;
- решает проблемную ситуацию при помощи игрового материала, применяя орудийные действия (кормит, строит, катает, вылавливает и т. д.);
- нанизывает на нить несколько крупных бусин;
- выполняет элементарные продуктивные действия;
- строит башню из трех-четырех кубиков;
- воспроизводит с помощью взрослого из конструктора различные постройки (стул, стол, кровать, ворота и т. д.);
- рисует прямые и округлые линии с помощью взрослого и самостоятельно;
- находит предметы на сюжетной картинке, использует указательный жест;
- показывает на себя при вопросе «Где...?»;
- понимает несложный сюжет на картинке, отвечает на вопросы «Кто это?», «Что это?», «Что делает?»;
- понимает несложный рассказ со знакомыми событиями;
- запоминает и выполняет два-три поручения (принеси и дай, возьми и поставь);
- выполняет простые действия по просьбе взрослого, учится «помогать» и «жалеть» и т. п.;
- дает по одновременной просьбе два предмета («Дай мне ... и ...»);
- выбирает заданный предмет из трех-четырех предметов в соответствии с их функциональным назначением;
- кладет предметы на, под. в, достает из.
К двум с половиной годам ребенок:
- показывает и называет основные цвета и геометрические фигуры;
- обращает внимание на особенности материалов, из которых изготовлены предметы, их положение в пространстве, издаваемые ими звуки;
- отбирает из множества предметов одинаковые;
- находит предмет, больший или меньший по размеру, чем демонстрируемый;
- самостоятельно собирает пирамидки из трех-четырех колец;
- ищет механизмы, приводящие игрушки в действие;
- складывает разрезную картинку из двух-трех частей;
- подбирает картинки к образцу;
- находит картинку с изображением знакомого предмета из нескольких;
- различает эмоции (веселый, грустный);
- выполняет простую аппликацию.
К трем годам ребенок:
- совершает действия с предметами и игрушками, переходя к планированию своих действий, поиску способов достижения цели, прогнозированию результатов;
- составляет целое из двух-четырех частей;
- находит предмет, ориентируясь на два свойства одновременно;
- ориентируется в трех-четырех формах, четырех-пяти цветах предметов;
- сортирует предметы по величине (две группы предметов), по форме (три-четыре группы), по категориям (две знакомые лексические темы);
- продолжает чередование из двух предметов, цветов, форм,величин;
- объединяет предметы в пары по функциональному назначению (этим играют, едят и т. д.);
- отбирает предметы, относящиеся к лексическим категориям «игрушки», «мебель», «одежда», «пища», «животные»;
- складывает разрезную картинку из трех-четырех частей;
- приводит в действие механическую игрушку;
- дорисовывает в рисунке взрослого простые детали;
- видит сюжет картинки;
- выкладывает сюжет из двух картинок;
- выделяет количество предметов «много — один» (много пальчиков и много кубиков, один пальчик и один кубик).
По данным О.В.Юговой