Звуки и буквы
(немножко теории)
Уже в детском саду на логопедических занятиях детям дают термины, в том числе «звук» и «буква». В чём же разница между звуками и буквами?
Первоначально ребёнок сталкивается со звуками. Он слышит речь окружающих и начинает говорить сам. И лишь в период обучения грамоте дети знакомятся с буквами – учатся читать и писать. Буква – это специальный знак, который обозначает звук на письме. Т.о., звуки – мы слышим и произносим, буквы – пишем и читаем.
В русском языке 42 звука. 6 гласных и 36 согласных. Для их обозначения на письме существует 33 буквы – 10 гласных, 21 согласная и ещё две особые буквы, которые не читаются – «Ъ» и «Ь».
Как отличить гласный звук от согласного? Гласные звуки можно свободно пропеть, на пути воздуха нет преград. Согласные звуки пропеть нельзя, на пути воздуха встречается преграда. Например, губы – звуки [п], [б] и др., язык – звуки [к], [г] и др., зубы – звуки [с], [ц] и др.
Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Это определяется на слух!
Например, слова «кон» и «конь»
[к о н] [к о н’]
Важно научить ребёнка определять твёрдость/мягкость согласного звука, т.к. это нужно будет в дальнейшем при обучении грамоте (твёрдость и мягкость обозначается на письме последующей гласной буквой или «ъ» и «ь»).
В русском языке есть всегда мягкие согласные звуки: [ч] [щ] [й]
всегда твёрдые согласные звуки: [ш] [ж] [ц]
Запомните, в русском языке 6 гласных звуков: [а] [о] [у] [и] [э] [ы]
10 гласных букв: а о у э ы и я ё е ю
Буквы Я, Е, Ё, Ю могут читаться как 1 звук: я - [а]
е - [э]
ё - [о]
ю -[у]
или как 2 звука: я - [йа]
е - [йэ]
ё - [йо]
ю -[йу]
Это зависит от положения буквы в слове.
Самое важное до обучения грамоте научить ребёнка чётко слышать и различать все звуки в слове, определять их последовательность и количество.